Skip to content

Как я провел лето в Арктике. Экспедиция на Шпицберген.

Шпицберген

Давно мечтал поехать на Север, но все как то не складывалось. Перерыл  пол интернета и выяснилось, что самое необычное место в Арктике – это Шпицберген, самый северный архипелаг. За ним уже заканчивается суша и рукой подать на Северный Полюс.

В этом году наконец-то подкопил  денег и начал искать компанию или попутчика. К сожалению,  не нашел ни то ни другое. Было решено ехать в одиночку.

Взял билеты до Осло (от туда есть рейс в Лонгийр или Лонгербьен, как его еще тут называют) и почти перед вылетом наткнулся на  пост в фб о том, что из Киева на  Шпицберген летят ребята  из тревел сообщества Follow your dream expeditions. Название странноватое, но ребята оказались веселые).

Мы договорились, что пересечемся в Осло. Там к нам должны были присоединиться участники из Красноярска и Казахстана.

follow your dream expeditions

Гуляли по Осло, ожидая наш вылет в Лонгйир – самую северную столицу архипелага Шпицберген.

По пути в Лонгйир, наш самолет сделал короткую посадку в Тромсе. Дальше нам предстоял перелет по границе Гренландского и Баренцевого морей, прям в заполярье!

Летим над Тромсе

Перед путешествием я набрал целый рюкзак теплых вещей, а уже в аэропорту Лонгйира понял, что они мне не понадобятся. Погода на Шпицбергене «Агонь»)) Средняя температура воздуха держалась на отметке +5С и днем и ночью. А знаете почему? Потому что в это время был полярный день – период, когда солнце не заходит за горизонт и 4 дня солнце светило на обоих полюсах! Температуру воды не подскажу, но мы купались в спец. костюмах, хотя были и те, кто купался голяком!)

Лето)

За пределы города выходить без сопровождения и оружия опасно, ведь белых медведей на архипелаге в три! Раза больше чем людей)  Несмотря на мою любовь к кемпингу (после 2х лет кругосветки с палаткой), поселился в отеле)) Моржи на Шпицбергене тоже есть, можно было бы разбить лагерь и среди них)))

моржи

Обычно я не завтракаю, но тут аппетит зашкаливал! Помимо ожидаемых блюд из мяса тюленя, кита, оленя, своими вкусовыми качествами порадовало традиционное норвежское блюдо – Лютефикс. Лютефикс дословно переводится как «рыба в щелочи», но не стоит пугаться) Для приготовления, сушеную рыбу замачивают в щелочном растворе на трое суток, а затем вымачивают несколько дней в воде. В дальнейшем лютефиск подлежит тепловой обработке (жарится на сковороде, запекается в духовке, варится или в настоящее время приготавливается в микроволновке). Блюдо подают с гороховым пюре, беконом или отварным картофелем. В качестве приправы предлагают горчицу, белый горчичный соус и сыр из козьего молока. Из алкогольных напитков к лютефиску предпочитают норвежскую водку аквавит (акевит), пиво. О том, как полюбили местный алкоголь поляки, я расскажу чуть позже) Растягивать удовольствие не стал, нас ожидало КВАДРО-трофи в дикую природу Шпицбергена.

настоящее

На вершине горных хребтов находится Кьелл Хенриксен – одна из самых больших обсерваторий в мире для исследования Северного Сияния. Мы поджарили зефир на костре и наслаждались чумовым видом на долину Адвентдален, где легко заметить северных оленей. Только увидев которых, нашу группу посетило непреодолимое желание побегать среди рогатых, а я даже отхлестал олениху)))

олени

На обратном пути посетили типичный для северных широт деревянный дом из сруба. Хозяин любезно угостил чаем и печеньем с ягодами. Сам дом заслуживает отдельного внимания! Любители Эко стиля могут зависнуть надолго, если их не спугнет огромный череп из кита и рога на входе в дом. Думаю, что именно там, за огромным деревянным столом, чай и по 50 вискарика, сплотили нашу компанию настолько, что все последующие дни мы проводили время вместе и почти не спали)

пикник

Если вы никогда не мечтали увидеть моржей, китов, белых медведей и их детенышей – вы много упустили. Эмоции потрясные. На следующий день мы совершили выход в море на специальной закрытой лодке в поисках этих уникальных животных. В хорошую погоду, особо смелые могут выйти на берег, почесать бивни…лично я стреманулся) Весь оставшийся день, мы наслаждаясь видом гигантских айсбергов и паковых льдов, делали фотки для инстаграма)

айсберги

Следующий день стал не менее фантастическим! Нас ждал переход в собачьих упряжках! В каждую упряжку запрягают по 6-8 собак специальной породы. Хаски выносливые и веселые, они точно знают маршрут и способны добраться домой, даже если вы потеряетесь. Каждая из них прям рвется в бой, так и проситься, чтоб именно она встала в упряжку. А еще они любят смачно пукать) Поэтому завязывайте нос шарфиком и улыбаясь прикрывайте рот)

хаски

Пообедали на самой высокой точке фьорда – около 2100 фунтов над уровнем моря. Вид на горную арктическую долину и Северный Ледовитый океан, пожалуй, один из самых захватывающих в моей жизни!

2100

На следующий день мне захотелось спокойствия. Я покатался на велосипеде, а оставшееся время валялся на оленьих шкурах, наслаждаясь видом на заснеженные горы в местном  музее. Это мог быть  лучший мой день  наедине с любимой, но увы, я был один).  Надежду на арктический роман разрушили вышеупомянутые поляки. Каждый вечер, изрядно согрев свое тело алкоголем, они отправлялись на поиски дамы сердца, иногда забывая, что уже подходили вчера) Помимо поляков, были и туристы из других стран: Англии, США, Китая, Ирландии. Но все они отправились на лайнере в круиз на Шпицберген и задерживались в Лонгйире не дольше одного дня.

Если кто не устал и не хочет отдыха, можно вот так провести время – проехаться в заброшенный город Пирамиден (Пирамида)или в Баренцбург;  залезть в заброшенную  угольную шахту; пройтись  к всемирному хранилищу семян (Ноев ковчег)

Следующий день  был треккинг.  Горы невысокие, на склонах каменная сыпуха в перемешку с мхом и мелкими розовыми и белыми цветами.

Виды —  меня просто потрясли —  тут реально чувствуешь себя на макушке Мира.

Для нашей безопасности трекинг проходил в сопровождении гида со специальной винтовкой и спасательным сигналом, который используют для отпугивания диких животных. Мы прыгали в снег, шутили, что сзади приближается медведь) Белый медведь на Шпицбергене весьма распространен!

вооружены

На утро следующего дня мы сели в небольшой бус и подъехали к  базе каякеров.   Одели специальные костюмы прямо на одежду. Прошли инструктаж и сели в каяки.

Тяжелее всего было заставить себя сесть в каяк. Очень уж не хотелось пойти на корм китам). Честно, было прям жим-жим, но после получаса на воде забываешь о страхе и просто отрываешься. Смеялись весь день. Видели оленей и белого медведя с малышом на другой стороне ферда, поэтому высадку сделали дальше,  чем планировали. А вот киты на Шпицбергене нам так и не встретились.

каякинг

После отдыха, нас ожидал обратный перелет в Осло и лишь одна мысль крутилась в голове: Я обязательно вернусь сюда следующей зимой! Теперь в охоте за полярной ночью!

Путешествие на Шпицберген – навсегда останется в моей памяти, как самое необычное приключение в моей жизни.

Зимой лечу опять. В феврале. И ищу попутчика, а лучше попутчицу. Ночь все таки)).