Skip to content

Несколько советов самостоятельным путешественникам по маршруту Тайланд- остров Бали. Часть 2.

В аэропорт Денпасар о. Бали мы прибыли днём в 11 30. Нас сразу же окружили десятки таксистов, навязчиво предлагавших свои услуги. Это напомнило нам аэропорт в Симферополе в курортный сезон, когда  тебя так же тянут за руки наглые бомбилы, предлагая довезти почти даром. «Даром» потом выливается в баснословную сумму, превышающую стоимость билета на самолёт. Вспомнив интернетовские наставления, мы решили поискать такси подешевле ( 5-10 долларов) за пределами аэропорта. Как писали многие сайты, это должно было быть голубое такси с изображением птички, на котором можно доехать до Куты, где мы забронировали отель.                        Выйдя за пределы аэропорта, ни одного похожего такси мы почему- то не обнаружили. Зато на выходе нам предложил свои услуги на ломанном русском языке маленький таксист. Торг начался с 20 долларов. Не сильно надеясь на то, что я смогу сбить эту цифру до запланированной, всё- таки попытался поторговаться . В итоге мы сошлись на 8 долларах, да и то только потому, что подкупило  его старание выговаривать русские слова и «жалобы» на голодных детей, которых надо кормить. В наличии «голодных детей» мы конечно усомнились, но всё же решили, что 8 долларов- это не 20, и можно пожертвовать на улучшение благосостояния русскоговорящего таксиста небольшую сумму. До отеля  он нас довёз за 30 минут, и дал нам визитку на всякий случай. Отельчик, на первый взгляд невзрачный, оказался, кроме всего, небольшой художественной галереей. Вся столовая была увешана картинами местных художников- в основном авангардистов. Нас поселили в номер, где не  работал кондиционер и половина лампочек. Мы уже хотели было возмутиться и потребовать переселения в более комфортные условия, но, надо отдать должное обслуге, все проблемы были устранены в течение часа . При ближайшем знакомстве с бассейном и территорией отеля, наше настроение несколько улучшилось.  Назывался он JeJe Resort Bali. 20131221_080431(2)В 5 минутах ходьбы находился пляж, и это был центр Куты, где кафе и магазины начинались прямо на выходе. 20131221_112927(2) 20131221_062306(2) 20131221_062402(2)Учитывая ещё приемлемую цену за номер (около 27 долларов) и то, что прямо на наш балкон смотрела пальма с аппетитными кокосами, можно было сказать, что мы не сильно прогадали с отелем. Не теряя времени на долгую адаптацию к новым условиям, мы сразу же отправились на поиски экскурсионных бюро и осмотр местности. Мы приехали в разгар сезона дождей, поэтому не увидели на улицах толп туристов, как в Тайланде. Цены на еду вполне приемлемы, если специально не выбирать самые респектабельные рестораны. За 5 долларов можно сносно перекусить.  Местная кухня не сильно отличалась от тайской, если не учитывать отсутствие, столь полюбившегося в Тайланде супа Том ям кунга. Балийские «горенги» состоят из тех же самых продуктов- курицы, мяса , риса и овощей. Супы- это, как правило, перетёртые в пюре компоненты- полезные с точки зрения диетологии, также не вызвали особого восторга, но и не повергли в беспросветное уныние.

Перебрав несколько экскурсионных бюро и немного поторговавшись, мы заказали на следующий день экскурсию на озеро Братан с храмом Улун Дану  и в храм Танах Лот за 55 долларов. Сразу несколько слов про обмен денег. В аэропорту самый низкий курс, поэтому там менять не советую. В городе обменники на каждом шагу, но вот тут- то и подстерегает главная опасность. Меня сразу удивил большой разброс курса в разных обменниках. Будучи неискушённым в местных особенностях, я, естественно нашёл «обменник» с самым высоким курсом. Меняла сразу мне предложил обменять не 100 долларов, а 200. Мол тогда курс будет ещё выше. Это меня сразу насторожило, но я всё же решил посмотреть, что будет дальше. А дальше было вот что:  он отсчитал мелкими купюрами сумму у меня на глазах и, как мне казалось всё правильно. Однако будучи уже  настороже, я всё- таки решил пересчитать ещё раз. Сумма не сходилась. Кроме того, он ещё старался всё время мне «помочь», раскладывая отсчитанные мной купюры по кучкам. Меняла тут же пересчитал всё ещё раз и у него всё «сошлось». Тут мои сомнения стали перерастать в твёрдую уверенность, что меня разводят. Я тут же потребовал доллары назад, что он, как ни странно,безропотно сделал. Послав менялу по русски к  его маме и остальным долбанным родственникам, я поспешил быстренько покинуть «услужливый» обменник, пока всё не отобрали. Позже я узнал, что обменники обменникам рознь, и не в каждом можно менять деньги, ибо обязательно обманут.  Перед каждым таким «заведением стоят доски с курсом валют. Так вот менять надо только там, где цифры написаны не от руки, а напечатаны как в типографии и не гоняться за сильно высоким курсом. Как я потом установил, есть коридор, выше которого курс просто не может быть.

На следующий день водила- гид заехал за нами  в 8- 30 и повёз нас на экскурсию. Его английский оставлял желать лучшего, а в совокупности с моими познаниями, гид из него получился хреновый. В итоге вышло, что  мы фактически имеем в наличии таксиста, который вёз нас по программе экскурсионного бюро. Тут- то мы и вспомнили о Пудже- таксисте, который вёз нас из аэропорта. Тот хоть на русском мог связать два слова. И на следующую экскурсию мы решили созвониться с ним. Теперь о самой экскурсии. С самого утра шёл дождь, но, стоило нам подъехать к  храму, как дождь прекратился, и всё то время, пока  осматривали достопримечательности, мы обходились без зонтика. К слову сказать, такая же ситуация была на протяжении всего времени нашего пребывания на Бали, а последние 4 дня вообще весь день светило солнце. Так что мы не особенно переживали, что приехали не в сезон.DSCN0919 DSCN0864 DSCN0867 DSCN0876.JPG ред DSCN0883 DSCN0885 DSCN0892 DSCN0904 DSCN0905 DSCN0914 DSCN0915

Озеро Братан с храмом и парком, конечно, стоит посетить. Это одна из жемчужин острова. Практически все храмы на Бали действующие, и если повезёт, то можно увидеть различные обряды исполняемые местными. Единственный минус то, что при этом  внутрь храмов не всегда можно попасть. Однако внутренние дворики открыты для посещения, а этого вполне достаточно, чтобы запечатлеть наши европейские тела на фоне экзотических балийских достопримечательностей. К слову, как оказалось,в отличие от Тайланда, в стоимость экскурсий не входила стоимость входных билетов и обед, а это на некоторых туристических объектах  была довольно внушительная сумма. Погуляв по парку и сделав кучу снимков на фоне многоэтажных балийских башен и местных «берёзок», мы поехали дальше, к храму Танах Лот. Этот храм расположен на скале- острове недалеко от берега, соединённый с ним отмелью, по которой можно к нему добраться. Но, как я уже говорил, храм действующий, и посмотреть на него можно только с берега. Танах- Лот является визитной карточкой Бали и побывать там надо обязательно ибо такого больше нигде не увидишь. Несмотря на обилие «муслимов»(так называют балийцы мусульманскую часть населения Индонезии), приехавших в качестве туристов из северной Индонезии и китайцев, нам всё- таки удалось дождаться своей очереди и сфотографироваться на фоне храма. Водила-гид не сильно ограничил нас во времени, и мы могли не торопясь, как на многих экскурсиях в Тайланде или во Вьетнаме, обойти все закоулки, поторговаться с продавцами сувениров и сделать массу фотографий и видео. Кстати, на Бали тоговаться нужно обязательно, как впрочем и везде в Юго Восточной Азии. Стартовую цену продавцы иногда называют в 10 — 20 раз превышающую реальную. Советую, даже если вы не знаете ориентировочную цену, умышленно называйте самую минимальную. А дальше смотрите на реакцию продавца. Он конечно будет демонстративно «возмущаться», что это грабёж и тому подобное, но вы стойте на своём, и только если видите, что он не соглашается даже если вы сделали вид, что собираетесь уходить, можете несколько уступить. Навыки в такой торговле, конечно, приходят с опытом, но уже через 2 дня вы научитесь распознавать  все уловки балийских продавцов. Я, кстати, заметил, что женщины легче уступают в цене, чем мужчины. Расстояния между храмами бывает иногда очень большое- 2-3 часа езды, поэтому , как правило, за один день получается посмотреть не более 2-3 объектов. На обратном пути мы заехали пообедать в ресторанчик с живописно открывающимся видом на рисовые террасы, где был шведский стол, но за 10 долларов, что по местным меркам довольно дорого. Поэтому тем, кто хочет поэкономить,  советую не полагаться всецело на гида (он наверняка получает свой % с ресторанов). Если у вас с гидом сложились доверительные отношения, то можете попросить его завести вас в недорогую местную кафешку, каких множество по дороге. Уверяю вас, вы потратите  на еду в несколько раз меньше. Мы, конечно в первый раз этого не знали, но и не сильно огорчились, поскольку наелись до отвала и насладились красивыми видами. До темноты ещё оставалось несколько часов и гид нам предложил заехать ещё на кофейную плантацию.20131220_083052(2) 20131220_075845(2) Учитывая наш тайский опыт посещения подобных мероприятий, где тебе, запудрив мозги, пытаются всучить конечный продукт своего производства, будь то шёлковая или латексная фабрика,  чайно- кофейные плантации и т. д., по завышенной в 2-3 раза цене, мы не тешили себя иллюзиями, что только там будет возможность купить чай или кофе по минимальной цене. Конечно же так и получилось. Нас минут 20 поили разными видами кофе и чая, рассказывая, какой он прекрасный и уникальный. Потом провели по небольшому садику с кофейными деревьями и с какао. Я так понял- эта, так называемая плантация- бутафория для туристов. Сами плантации находятся где- то совсем в другом месте. Под конец нас привели в магазинчик, где предложили сделать покупки. Самая дешёвая 100 граммовая пачечка кофе там стоила 15 долларов. Чтобы не вызывать недобрых взглядов в спину,мы  всё- таки, сбив цену с 15 до 10 долларов, купили пачку кофе, который уже дома распробовали и поняли, что он практически не отличается по своим вкусовым качествам от 3-х долларовой арабики. Так прошёл наш первый экскурсионный день на острове.

Учтя опыт прошлого экскурсионного дня, мы вспомнили о нашем русскоговорящем водителе- Пудже, который нас подвозил из аэропорта. Нашли его визитку и позвонили. Оказалось, что он готов за 50 долларов целый день возить нас по разным достопримечательностям острова. Кстати, если бы нас было не двое, а 4 или 6 человек, цена была бы такая же, а реально на одного человека  в разы дешевле. К сожалению, мы не могли себе подобрать компанию из таких же, как мы, русскоговорящих туристов. Мы договорились о поездке  через день, а назавтра решили немного обследовать Куту, или как говорят Look round. Для начала надо было посмотреть на знаменитый пляж, где собираются сёрферы всего мира. Оказалось, что от нашего отеля к пляжу ведёт тропинка через лес (непонятно, как он сохранился в самом центре курорта). Через три минуты мы были на пляже, правда за эти три минуты  хода по влажному тропическому «лесу» все наши незащищённые места были искусаны комарами. Пляж действительно поражал своими бескрайними размерами, особенно если сравнивать его  с нашими ялтинскими  пляжиками, где из- за тел курортников не видно гальки. На волнах катались сёрферы, и поначалу мы подумали, что на нас- обычных купальщиков, будут смотреть как на белых ворон. К удивлению, на нас никто не обращал никакого внимания. Мы плавали  на волнах, а вокруг нас шныряли доски, и никто никому не мешал. Что ещё приятно было отметить: несмотря на то, что напротив отельных пляжных выходов стояли шезлонги, никто ни разу нам не сделал замечания, что мы не там сидим или что ,если мы уж здесь находимся, то обязаны заказать пиво в пляжном кафе.  Лежи себе на песке или на брёвнах, расставленных вдоль всего пляжа, и никаких проблем. В Тайланде или во Вьетнаме, например, такое практически невозможно. Если ты зашёл на территорию отельного пляжа, а они там расположены беспрерывно, особенно в центре курорта, то изволь обязательно что- нибудь заказать. Иначе тебя  «попросят». Пляж, хоть и убирают многочисленные уборщики, но  делают это они настолько медленно, что их уборка сводится на нет вновь накапливающимся мусором.  Правда мусор этот не так сильно бросается в глаза на огромных пляжных просторах. Многие туристы в своих отзывах пишут, что на океанских пляжах почти невозможно нормально купаться из- за постоянных волн. За десять дней нашего пребывания волны были практически каждый день и довольно большие, однако это совсем не мешало  получать удовольствие от купания. Боишься волн — можно не заплывать далеко, а плескаться у берега, куда волны доходят уже обессиленными .  Красивых скал в Куте нет, поэтому фотографировать берег не особенно хотелось. Равнина на всём протяжении. Закаты, конечно, впечатляют, но в сезон дождей это крайне редкое явление. Поэтому оставалось только предаваться созерцанием волн и сёрферов. После обеда  мы побродили по городским улочкам, поторговались в магазинчиках. Как я уже говорил, балийцы очень любят торговаться  и сразу называют ну просто нереальные цены, а потом  снижают их в два, три, а иногда и в 10 раз. Постепенно, ты начинаешь получать тоже своеобразное удовольствие от подобных торгов, так как мысль о том, что ты сумел  выторговать у продавца цену в несколько раз меньше первоначально названной, наполняет тебя  гордостью за свои достижения. Чем ближе дело к вечеру, тем больше открывается магазинчиков, но, в отличие от  Паттаи, которая торгует всю ночь, Кута к 10-11 вечера постепенно пустеет. Не знаю, почему так происходит. Вроде туристов, желающих погулять вечером и ночью, когда нет жары, хоть отбавляй, однако, когда мы после 11 решили пройтись по улицам, они показались нам слишком пустынными. На следующее утро мы, как и намечалось, поехали на экскурсию с Пуджей.  Всю дорогу он на корявом, но всё же русском языке пытался нам рассказывать о тех местах, куда мы приезжали. Надо отдать ему  должное, гидом он оказался хоть и не идеальным, но очень заботливым. Всё время предупреждал нас, где нужно платить, а где можно и обойтись, так как навязчивые  торговцы услугами попадались на каждом шагу, и отбиться от них не зная всех условий и тонкостей, очень сложно.  Например, во многие храмы без саронгов (традиционная одежда) не пускают, но предлагают взять в аренду, а это от 3 до 5 долларов. У Пуджи в машине оказались «дежурные» саронги и зонтик, которые он нам спонсировал каждый раз при необходимости  . Первым на нашем пути оказался Сафари парк.DSCN0938 20131222_030904(2) 20131222_032143(2) 20131222_032823(2) DSCN0934  На входе с нас содрали по 50 долларов за билеты, что нас сразу привело в замешательство, учитывая то, что, как сказал нам Пуджа, там больше 3-х часов делать нечего.. Но раз приехали, делать нечего, надо же всё посмотреть, тем более, что отзывы в интернете об этом парке были восторженные. Нас усадили в вагончик, который проехав 100 метров, высадил у стартовой площадки. Всё, конечно, утопало в зелени, но почему- то всё время было ощущение, что чего- то не хватает. Искушённые Тайландом и его яркокрасочными садами, мы поняли, что здесь нет того Тайского «лоска», обилия цветов   и красок,  а также  яркого солнца.  Небольшой аквариум в начале пути не вызвал особого восторга. Дальше, прогуливаясь по парку, мы всё-  таки отыскали несколько живописных уголков, достойных быть запечатлёнными на фото и видео. По программе должно было состояться ещё несколько представлений (шоу). Как оказалось, это довольно примитивные  номера с животными и плоскими американскими шутками, и что- то отдалённо напоминающее шоу слонов в Паттае,  но в целом это немного скрасило прогулку, хотя из- за многочисленных толп китайцев и «муслимов» с севера Индонезии, что- либо рассмотреть на сцене, а тем более снять на видео, было довольно проблематично. После представлений нас посадили в вагончики и минут 40 возили с закрытыми наглухо окнами и дверями по вольерам с животными. Фауна парка не блистала богатым разнообразием: Львы, слоны, жирафы, крокодилы, бегемоты, несколько видов косуль, козлов и антилоп. Ну и конечно, слоны и обезьяны. Все они либо спали, либо сидели  в дальних углах. Только слоны и бегемоты демонстративно позировали перед туристами. В целом неплохой парк, который я бы оценил в 10-15 долларов за билет , не более. Ну уж никак не 50. Ну да ладно. Каждый «точит», как он хочет. Люди зарабатывают бабки, и дай им бог. Может быть в солнечный день  у меня сложилось бы другое мнение.

Дальше наш путь лежал в одно из самых святых мест острова Бали-  храм Пура Бесаких.DSCN0955 20131222_081417(2) DSCN0948 DSCN0951 DSCN0953  Этот главный храм острова  был основан ещё в 8 веке и практически не перестраивался за всё это время. Он находится на высоте 1000 м. над уровнем моря. Вдоль всей дороги по пути к храму мы видели старые дома балийцев и, что характерно, возле каждого дома был выстроен домашний храм , иногда превышающий по размерам дом хозяина.  Если у тайцев возле каждого дома стоит, как правило, небольшой домик духов, куда они ежедневно приносят свежие цветы и фрукты , то балийцы имеют для этих целей целый храм. Индуизм, который исповедуют 95% балийцев, несколько отличается от индийской религии. Он более «мягкий. Нет кастовой системы, и каждый может жениться или выходить замуж, не оглядываясь на кастовую принадлежность избранника. Что мне особенно понравилось, балийцы  делают подношения как «добрым», так и «злым» богам и духам, чтобы поддержать равновесие. В этом балийский индуизм созвучен со славянской старой верой, которая также предполагает прославление как светлых, так и тёмных богов.  На Бали считается, чем выше расположен храм, тем он  более святой, как бы ближе к богу.

На подъезде к храму нас окружили навязчивые торговцы и  стали наперебой за 10 долларов предлагать «подкинуть» нас к храму. Когда мы, благодаря наставлениям нашего гида, стали отказываться, цена упала сначала до 5, а потом и до 2-х долларов. Однако мы стояли на своём и упорно отказывались от услуг, памятуя, что до храма всего 7-10 минут пешего хода. Одев саронги, опять же предоставленные нашим водителем, мы направились к храму, преследуемые толпой «провожатых», не теряющих надежду заработать на нас хоть немного денег. Территория храма была просто огромной. Лес многоярусных башен окружал нас со всех сторон. Фотографии, наверное, более наглядно покажут всю окружающую красоту, поэтому не буду на долго  останавливаться на описании архитектурных красот. Фотографируясь, мы постепенно поднимались всё выше к главному зданию храма, но на входе в его двор (внутрь храма туристам вход заказан), нас ожидало очередное препятствие.  Нам преградили дорогу  несколько балийцев, сказав, что дальше мы сможем пройти только в сопровождении «гида», и назвали цену в 20 долларов за услуги. Но нас- хохлов на мякине не проведёшь. Я назвал им свою безусловную и окончательную цену- 1 доллар. «Гиды» сделали  ужасно обиженную гримасу и чуть – ли не крутили пальцем у виска, показывая на нас. Однако я стоял на своём. Они сначала снизили до 10, потом до 5 и , в конце концов уже согласны были на 3 доллара. Я же решил не поднимать свою планку  и посмотреть, что будет дальше. Демонстративно развернувшись, я сделал вид, что ухожу. Меня тут же догнали, согласившись на мои условия. Пройдя во внутренний дворик, мы стали наблюдать ритуальную церемонию поминания усопших после их кремации.  Позже такие ритуалы  мы неоднократно видели и в других храмах, но в этот раз, на фоне величественных древних башен всё выглядело более таинственно  и необычно. Фотографии, конечно, не передадут эмоционального фона, который сопровождал нас при посещении Пура Бесаких. Это надо ощутить самому- сочетание запахов, красок, звуков и собственных эмоций. Не хотелось уходить из этого места, но нас впереди ждал  ещё  один пункт, намеченный для посещения в этот день. Как только мы сели в машину, снова полил тропический дождь, который прекратился незадолго до этого, кстати, как только мы подъехали к храму.

Дождь лил  опять всю дорогу и снова прекратился, как только мы подъехали к Водному дворцу Тиртаганга, который переводится как Священные Воды Ганга.  DSCN0984 DSCN0959 DSCN0961 DSCN0973 DSCN0979Это красивейшее место, состоящее из множества бассейнов, мостиков , скльптур различных демонических сущностей из индуистского фольклёра и экзотических животных.  В бассейнах плавают огромные оранжевые карпы. Когда- то местный раджа построил этот дворец для своего отдыха, и что интересно и необычно для  местных богатеев, он сам непосредственно участвовал в его строительстве. Вода в бассейны поступает из священного источника, и считается , что , искупавшись в этой воде, можно омолодиться. В самом большом бассейне из воды выступают столбики, по которым можно, словно по воде перемещаться по всему поверхности бассейна, наблюдая за огромными рыбинами. Мы конечно же не преминули воспользоваться  этим обстоятельством, нафотографировавшись во всех возможных ракурсах и бросив монетки в воду, чтобы когда- нибудь вернуться ещё в этот райский уголок.